Интервью с сенсеем Танака Сигехо, 9 дан айкидо Айкикай (март, 2004г)
Интервью было записано и опубликовано в журнале "Будоджо" №3, 2004 г.
На русском языке публикуется впервые. Перевод: Чистяков Николай и Мартемьянова Наталья, Клуб айкидо на Капитанской, 2019.
Предисловие переводчика.
В самом сердце Токио расположен храмовый комплекс Мейдзи Дзингу. Это синтоистское святилище, посвященное императору Мейдзи. Синто - это древняя религия японцев, которая корнями уходит в их жизненный уклад. В ней нет основателя, нет священных писаний, в ней даже не существует идеи, как можно стать последователем этой религии. Выше всего в ней ценятся гармония с окружением и искренность. Неподалеку от Мейдзи Дзингу расположен Сисейкан - дворец японских боевых искусств, куда нам посчастливилось попасть на тренировки по айкидо и Касима синто-рю (одна из древнейших японских школ меча, и синто в ее названии означает ту самую религию Синто). А вел тренировки небольшого роста пожилой японец, которому на вид можно было дать лет 70. Звали его сенсей Сигехо Танака. Выйдя на татами сенсей Танака преобразился и начал двигаться так стремительно, словно скинул с плеч лет этак 30, так, что даже 20-ти летние юноши и девушки не поспевали за ним. Уже позже мы узнали, что в том году ему исполняется 90 лет. Если и есть на Земле воплощение магистра Йоды из Звездных войн, то для меня это, без сомнения, сенсей Танака.
Танака сенсей посвятил всю свою жизнь изучению и преподаванию боевых искусств (будо). Он – живая легенда, один из трех ныне живущих сенсеев, обладающих 9-м даном (высшая степень в современном айкидо). Рожденный в 1928 году, он, все еще бодр и преподает айкидо (Прим.пер.: на момент перевода статьи Танака сенсею исполнилось 91 год).
Интервьюер Андрей Базилко: Как вы начали заниматься боевыми искусствами?
Танака сенсей: Я интересовался будо с малых лет, боевые искусства нравились мне. Я начал практиковать будо еще в начальной школе.
Интервьюер: Вы начали с айкидо?
Танака сенсей: Вначале я занимался дзю-до.
Интервьюер: С самого начала своей практики айкидо вы занимались в додзё О’сенсея?
Танака сенсей: Да, это было додзё Уэсибы.
Интервьюер: В каком году это было?
Танака сенсей: В 1951.
Интервьюер: В то время О’сенсей жил в Токио?
Танака сенсей: Нет, Уэсиба-сенсей жил в Ивама.
Интервьюер: Как часто он посещал Токио?
Танака сенсей: Несколько раз в году.
Интервьюер: Он приезжал на несколько дней, чтобы провести семинар?
Танака сенсей: По-разному. Были однодневные семинары, некоторые длились дольше.
Интервьюер: Кто вел обучение? Тренировки организовывал Киссюмару Уэсиба?
Танака сенсей: Киссюмару Уэсиба.
Интервьюер: Кто-то еще проводил обучение?
Танака сенсей: У нас был только один учитель. Сенсей Морихэй Уэсиба.
Интервьюер: Кто тренировался вместе с вами? Кто вам запомнился?
Танака сенсей: Я помню Окумура, Тада, Арикава, Нисио, Тамура.
Интервьюер: Кобаяси Хироказу?
Танака сенсей: Я его не очень хорошо знаю. В те годы он жил не в Токио, а в Осаке.
Интервьюер: Как долго вы тренировались в Хомбу додзё?
Танака сенсей: Два года. После этого я практиковал самостоятельно.
Интервьюер: Как это?
Танака сенсей: Я заботился о самосовершенствовании и шел своим путем.
Интервьюер: Вы искали помощи или вдохновения у других учителей?
Танака сенсей: Я обучался под руководством Кунии Зенъя, мастера Касима син-рю около года. Конечно, я хотел бы продолжить обучение, но это стало невозможным из-за смерти Кунии-сенсея.
Интервьюер: Это правда, что вы также практиковали в додзё Годзё Сиода?
Танака сенсей: Я не только практиковал, но и обучал там.
Интервьюер: В качестве сихана?
Танака сенсей: Да, с самого открытия Ёсинкана я участвовал в его деятельности, как сихан.
Интервьюер: Когда это было?
Танака сенсей: Это было в 1954 г.
Интервьюер: Почему вы начали практиковать в Ёсинкан додзё? Это было по приглашению основателя додзё, Годзо Сиода?
Танака сенсей: Да, меня попросил и пригласил сенсей Сиода.
Интервьюер: Вы вели обучение где-нибудь ещё, кроме Сисейкан додзе и Токийского университета?
Танака сенсей: Нет, не вел.
Интервьюер: Вы были в Сисейкане с самого начала?
Танака сенсей: Я основатель и первый директор Сисейкана.
Интервьюер: До того, как вы основали Сисейкан, где вы вели тренировки?
Танака сенсей: Вначале, я вел тренировки в клубе айкидо при Университете. Затем, около полувека я обучал айкидо в Токийском Университете.
Интервьюер: Вы ведете тренировки в Токийском Университете. Но студенты, которые посещают классы айкидо во время учебы, по окончанию университета прекращают занятия айкидо.
Танака сенсей: Большинство из них, можно сказать, почти все, действительно прекращают заниматься. Очень немногие продолжают тренировки.
Интервьюер: Как учитель, скажите, что вы ощущаете, когда вам приходится расставаться с большинством из тех учеников, которых вы обучали в университете в течение 3-4 лет?
Танака сенсей: Конечно, есть грусть от расставания, но также мне любопытно, как мой ученик поведет себя в жизни, чего он добьется, какой жизненный путь он выберет. Интерес, любопытство и забота.
Интервьюер: Вы часто встречаетесь со своими учениками?
Танака сенсей: Да, я часто встречаюсь с ними.
Интервьюер: Я хотел бы спросить вас об учениках, живущих за пределами Японии.
Танака сенсей: У меня есть несколько таких учеников, их немного: в Канаде, Англии, возможно, в Австралии и Южной Корее. Очень многое зависит от них самих. Некоторые считают себя моими учениками, но таковыми на самом деле не являются. Другие учатся у меня, хотя и не считают себя моими учениками. Есть разные случаи.
Интервьюер: Какие степени в айкидо были в начале 1950-х? Когда официально были введены степени в айкидо?
Танака сенсей: Когда я начинал, они уже были.
Интервьюер: Как получали степени в то время? Были экзамены или учитель присваивал степень?
Танака сенсей: Тогда не было экзаменов, сенсей выдавал кю и даны на свое усмотрение.
Интервьюер: Это делал Киссюмару сенсей или О’сенсей?
Танака сенсей: Пока Морихэй сенсей был жив, он выдавал сертификаты. Когда он умер, этим стал заниматься Киссюмару сенсей.
Интервьюер: Как это происходило? Морихэй сенсей объявлял степени или это делал Киссюмару сенсей?
Танака сенсей: Ничего такого я не видел, поэтому не могу сказать.
Интервьюер: Бывало ли так, что кто-то перепрыгивал через степень? Например, вчера всем было известно, что у него 1 дан, а сегодня уже 3-ий?
Танака сенсей: Я ничего такого не припоминаю. Все свои степени вплоть до 7-го дана я получил от Морихэя сенсея, 8 и 9-й даны от Киссюмару сенсея. 9-й дан я ждал целых 20 лет. Вы знаете, сколько сейчас учителей с 9-м даном?
Интервьюер: Три. Тада сенсей и Окумура сенсей. У покойного Арикава сенсея тоже был 9 дан.
Танака сенсей: Я получил 9-й дан вместе с сенсеями Тада и Арикава.
Интервьюер: Вы говорили, что некоторые люди считают себя вашими учениками, хотя и не являются таковыми. Как бы вы описали отношения между учителем и учеником?
Танака сенсей: Я поддерживаю свободу выбора, и никого не заставляю быть моим учеником. Здесь, скорее, речь о взаимности. Всегда заметно, когда человек испытывает интерес и хочет обучаться у меня. В таких случаях я считаю, что этот ученик - мой. Я не хочу заставлять учиться у меня кого бы то ни было. Сам не хочу навязываться, и не хочу, чтобы мне кто-либо навязывался. Я не ищу таких отношений, потому что учитель и ученик должны взаимодействовать по доброй воле.
Интервьюер: Позвольте немного изменить тему разговора. Японское телевидение часто транслирует, так называемые, бои без правил: UFC, Pride, K1. Вы находите это интересным с точки зрения практики и теории будо?
Танака сенсей: Некоторые видят в этом определенную пользу. Я не очень интересуюсь.
Интервьюер: Если кто-нибудь, например, мистер Иноки (Прим.пер.: Антонио Иноки, японский профессиональный борец, прорестлинг-промоутер, ныне предприниматель и политик) сказал бы вам: Танака-сан, пожалуйста, подготовьте кого-нибудь к этим боям. Если бы он пришел к вам с контрактом?
Танака сенсей: Если бы кто-нибудь из моих учеников хотел участвовать в таких боях, я бы не стал возражать.
Интервьюер: То есть вы не против?
Танака сенсей: Зачем мне это запрещать? Если мой ученик хочет сражаться, я разрешу ему.
Интервьюер: Теоретически, может ли быть что-либо интересное в том, что происходит при физическом противостоянии?
Танака сенсей: Да, конечно.
Интервьюер: Вы видели [в таких боях] новые или продвинутые техники?
Танака сенсей: Я не думаю, что в рамках техники существует что-либо новое, но, если брать физическую составляющую, мне интересны некоторые элементы подготовки бойца к схватке. Например, если бы кто-нибудь решил практиковать сумо, не имея необходимой физической подготовки, такой человек потерпел бы поражение.
Интервьюер: В настоящее время в боях без правил, в основном, используются техники удушения.
Танака сенсей: И болевые контроли.
Интервьюер: Это возвращение к дзю-дзюцу?
Танака сенсей: Возможно, это возвращение к старым техникам, или это старые техники в современном исполнении.
Интервьюер: Например, в дзю-до полностью убрали техники нэ-вадза (Прим.пер.: раздел борьбы в дзю-дзюцу, где основное внимание уделяется переводу противника в партер, и контролю его там при помощи болевых и удушающих приемов).
Танака сенсей: Нет, их не убрали полностью. Иногда их применение можно увидеть на соревнованиях по дзю-до, хотя и очень редко.
Интервьюер: Что повлияло на ваш выбор, почему вы практикуете Айкидо и Касима син рю? Это была встреча с такими великими людьми, как О-сенсей и Кунии Зэнья?
Танака сенсей: Всегда решает то, насколько учитель увлечен; впечатление, которое он производит; и любовь, которую он вызывает.
Интервьюер: Говорят, то у Кунии Зэнья был сложный характер, он был очень суров с людьми.
Танака сенсей: Я думаю, он был прямолинейным. Непритязательный и честный человек.
Интервьюер: Он часто кричал на учеников.
Танака сенсей: Есть разница между, с одной стороны, оскорблением и осуждением учеников и, с другой стороны, мужественным и твердым обучением. Чтобы донести человеку то, во что ты веришь, над чем ты работал, что ты впитал, иногда приходиться использовать прямое, суровое, твердое обучение. С Кунии сенсеем всегда было потрясающе, он был готов отдать свою жизнь за будо. Будо всегда было самым важным для него. Он был крут, но не жаден и не заносчив, он никогда не обижал студентов, никогда не брал у них деньги.
Интервьюер: Мы слышали, что он жил очень бедно.
Танака сенсей: Может и не бедно, но денег у него не было. Он был сердечным человеком. Что касается моего отношения к О'сенсею Уэсибе, один только взгляд его вызывал у меня уважение.
Интервьюер: Во время ваших демонстраций вы излучаете спокойствие, как будто все уже давно случилось.
Танака сенсей: Я дышу на демонстрациях также, как дышу всегда.
Интервьюер: Вы практикуете также, как делаете повседневные дела?
Танака сенсей: Эмоции покоятся в самом низу, в центре. Когда человек взволнован, эмоции поднимаются и достигают головы. Тогда теряется спокойствие и контроль за движением. Это - состояние тревоги. Важно концентрировать все свои чувства в нижней части тела. Это позволяет контролировать перемещения и сохранять правильную позицию (Прим.пер.: в названии Сисейкан сисей 姿勢 можно перевести как правильная позиция, правильная осанка, выправка).
Интервьюер: Как появилась позиция ног с небольшим поворотом в сторону?
Танака сенсей: На занятиях у мастера Кунии этому обучали с самого начала. Эта позиция позволяет быстро реагировать на любую атаку.
Интервьюер: Годзо Сиода также обучал этой позиции.
Танака сенсей: Да, позиция ног была очень похожа. Также, как и позиция рук. Но у меня к вам тоже есть вопрос. Где бы я ни был, меня всегда спрашивают о том, как я начал заниматься. Что значит этот вопрос? Почему никто не спрашивает о моей тренерской деятельности в университете? Я единственный в Японии учитель, который преподает в одном и том же университетском клубе в течении 50 лет. Люди живут долго, но немногие могут достигнуть такого.
Интервьюер: Для тех, кто практикует айкидо всегда большая честь встретить человека, который тренировался с О’сенсеем Уэсибой, знает великих айкидок и сам является одним из них.
Танака сенсей: Дело в том, что мы и сейчас, спустя столько лет, не знаем, как рассказать правду об О’сенсее. Те, кто встретил О’сенсея, обучался у него, что они могут рассказать о нем? У каждой личности много сторон, не бывает одномерных людей. Ты можешь быть тем, кого боготворят, или тем, кто хочет боготворить других. И, при этом, ты можешь быть жуликом. Для меня практика айкидо связана с развитием и воспитанием положительных качеств. Разные сенсеи могут думать по-разному. Кроме этого, каждый сенсей естественно хочет привлечь больше учеников и зарабатывать своим умением много денег. Также, вполне естественно для сенсея испытывать человеческое желание вкусно поесть. Для меня не имеет значения были ли мои ученики знаменитостями. Я счастлив, что среди моих учеников есть великолепные врачи, дипломаты, юристы, ученые, которые многого достигли в своих профессиях. Они, как мои ученики, возможно, и не стали известны в мире боевых искусств, и это естественно, потому что не каждый, кто практикует айкидо, становится профессионалом. Я хочу, чтобы то, чему я учу на тренировках, помогало им в выбранных ими профессиях. Хочу, чтобы в будущем, становясь докторами, дипломатами или профессорами, они сохранили дух воина, которому я их обучал.
Интервьюер: Спасибо за уделенное время.
Перевод интервью: Мартемьянова Наталья и Чистяков Николай
При публикации ссылка на источник обязательна.
©Айкидо на Капитанской