Томура Нобуёси. Айкидо. Этикет и передача традиции

Томура Нобуёси "Айкидо. Этикет и передача традиции"

Избранные главы 

Автор этой книги, Нобуёси Тамура, обладатель восьмого дана по айкидо - самой высокой степени, присваиваемой Айкикаем в Токио. Многие годы он учился под руководством О'Сэнсэя Морихэя Уэсибы, основателя этого искусства.


Инструктору

Очевидно, что самое важное для того, кто ведет занятия Айкидо, - быть хорошим учителем. Обучающий должен не только работать технично, но и стремиться к духовному прогрессу. Это нужно для того, чтобы правильно открыть глаза сердца, чтобы стать примером для своих учеников. Ниже приводятся несколько тем для размышления.

Страсть

Исправляйте ошибки технического и духовного характера ваших учеников, так, как если бы это были ваши дети или вы сами. Помогайте им двигаться в верном направлении, полностью посвящая этому душу и тело. Помните, что ничего нельзя достичь без страсти. Важно знать желания и заботы своих учеников, знать, что необходимо им дать. Не следует забывать, что такое взаимопонимание возможно только там, где есть истинная любовь. Соедините свой дух с духом учеников и продвигайтесь вперед вместе с ними, стараясь обучать их радостно и интенсивно.

Такт

Обучать - значит обучаться. Это возможно только при условии искренности инструктора. Преподавание должно быть тактичным, тогда ваши ученики получат радость от тренировки Айкидо, и при этом будут испытывать чувство благодарности.

Быть источником идеалов и воспитывать уверенность в себе

Обучать - значит демонстрировать идеальную модель технического и духовного совершенства и передавать каждому страстное желание достичь его.

Благодарность

Радуйтесь техническому прогрессу, физическому и духовному развитию своих учеников! Радуйтесь тому, что ежедневные тренировки Айкидо обходятся без травм и столкновений! Будьте благодарны за то, что ваше положение инструктора даёт вам возможность размышлять, исследовать и продвигаться вперед в техническом и духовном отношении. Благодарите также своих учеников за то, что они дают вам возможность прогрессировать.

Развивать позитивное отношение к жизни

Обязательно вносите разнообразие в тренировки, но не пытайтесь учить всему подряд без разбора. Нужно, чтобы ученик не испытывал ни скуки, ни утомления, а, напротив, постоянно получал новую подпитку. Прививайте начинающим желание работать, стараясь при этом, чтобы их не оттолкнул риск получить травму или испытать сильную боль. Делайте это за счет постоянного повышения интереса к занятиям.


Конечная цель обучения

Айкидо - один из аскетических путей, указывающих направление самореализации человечества посредством формирования и развития сущности: 

Такая форма обучения, объединяющая дух и тело, позволяет уйти от понятий наций и границ и создать истинного человека.

Развитие тела

Движения, используемые в айкидо, отличаются той же мягкостью и текучестью, какая присуща природе, потому что они наполнены кокю-рёкю (сила дыхания). Они увеличивают физическую силу, улучшают здоровье и придают красоту телу. То же самое можно сказать и о ловкости, выносливости, быстроте реакций, скорости и т. п., которые тоже развиваются и улучшаются.

Уроки будзюцу

Когда человек усваивает методы "сохранения жизни", к нему приходят спокойствие и уверенность в себе, он приобретает умиротворённость одновременно с желанием действовать, настойчивость и организованность.

Ментальные аспекты

Главное в будо - преодолеть самых больших врагов:

...и развить твердость духа и несгибаемое мужество. Нужно проникнуться необходимостью одержать победу над самим собой. Только благодаря каждодневной практике можно избавиться от усталости, лени и утомления и почувствовать вкус к постоянному усилию, важности настойчивости и радости преодоления трудностей.

Этикет

Когда вы находитесь внутри сообщества, придающего большое значение технике и физической силе и мощи, соблюдение правил этикета позволяет почувствовать, что существуют ценности высшего порядка, которые важно уважать, не принуждая себя к этому...


Метод обучения

Для достижения изложенных выше целей сформулируем метод обучения, выделив в нём два аспекта - ментальный и технический, хотя айкидо и представляет собой путь единства тела и духа. Интенсивная практика техник способствует духовному росту. Духовный прогресс благоприятствует техническому совершенствованию. Для ясности изложения, технические и духовные аспекты даются раздельно. Однако не следует делать вывод о каком-либо подчинении одного аспекта другому или какой-то двойственности.

Обучение технике - поведение инструктора

Совершенно ясно, что прямые, непосредственные отношения между учителем и учеником, которые являются традиционными отношениями, в идеале должны быть идентичны отношениям между родителями и детьми. К сожалению, в современном мире подобные отношения стали практически невозможными. Рассмотрим ту ситуацию, которая в настоящее время складывается в существующих додзё. Не следует забывать, что истинная передача знания происходит лишь при непосредственных отношениях между учителем и учеником и что нужно изо всех сил стараться не разрушить эту связь, и уважать её дух! В случае массового обучения учитель или, в лучшем случае, несколько учителей имеют дело с большим количеством учеников. И поскольку здесь речь идет о разовом преподавании за ограниченное количество времени, то просто невозможно уделить необходимое время каждому ученику. Поэтому инструктору крайне необходимо сосредоточить своё внимание на следующих моментах:

Демонстрация

Демонстрация, по мере возможности, должна быть ясной, точной и правильной. Она должна раскрывать ученикам основные моменты, а также вызывать желание все увиденное проделать на практике.

Пояснения

Пояснения должны задавать направление и метод работы, подчеркивать моменты, на которые нужно обратить особое внимание.

Имитация

Всё обучение осуществляется через подражание. Сначала попробуйте предложить ученикам без всякого обсуждения попытаться как можно точнее воспроизвести технику, показанную учителем.


Уборка додзе

Простое умение передвинуть то, что мешает уборке, и вернуть всё на свои места способствует развитию внимания. А простое решение, что необходимо выбросить, а что оставить, воспитывает в человеке решительность. Если вы моете пол тряпкой, то это отличное упражнение для ног и бедер.

Даже если какое-то место кажется вам чистым, достаточно потереть его влажной тряпкой, чтобы убедиться в обратном. Когда вы меняете грязную воду, моете половую тряпку или подметаете землю, вы должны испытывать такое чувство, как будто вы освежаете свой дух. Однако для того, чтобы окунуть руки в ледяную воду морозным зимним утром, необходимо обладать мужеством: преодоление собственной небрежности - это составная часть практики.

Когда бокуто, дзё, сменная обувь и т. п. находятся на своих местах, то на них не только приятно смотреть, но и легко их использовать. Речь идёт не только об удовлетворении эстетического чувства. Это также естественное обучение, которое ведёт к осознанию важности подготовки.

Время, отводимое для тренировок, ограничено. Мгновения перед и после тренировки также коротки. Поэтому следует наилучшим способом использовать их для уборки, что само по себе представляет собой прекрасную тренировку предусмотрительности и организованности. Решение, с чего начать, чем продолжить и на чём закончить, развивает способность оценивать ситуацию и принимать твёрдое решение.

Уборка помещения подразумевает не только внешнее очищение. Прямым следствием внешней уборки является внутреннее очищение себя самого. Это объясняет, почему так необходимо постоянно убирать в тех местах, которые кажутся чистыми. Инструктор, твердый в своих убеждениях, не должен удовлетворяться лишь тем, что он заставляет своих учеников делать уборку, - желательно, чтобы он воодушевлял их собственным примером.

Поразмыслите над следующими словами О-Сэнсэя:

"Айкидо - это очищение тела. Необходимо устранить всё, что загрязняет тело и душу."

Если вы входите в хорошо убранное, опрятное и начищенное до блеска додзё, сердце сразу же успокаивается. Я уверен, что ежедневная тренировка тела и духа, приводит к тому же эффекту. Чтобы все было в порядке, каждый должен по собственной воле до и после тренировки полностью убирать додзё. Уборка позволяет привести все в порядок и расставить все вещи по своим местам. Более того, уборка - это хорошая практика не только в физическом, но и в ментальном плане. Уборка учит многому. Чтобы эффективно использовать метлу, ее нужно держать за ручку без напряжения, заставляя энергию ки доходить до самой щетки; и пользоваться ею необходимо с легкостью, энергичностью и силой. Здесь действует тот же самый принцип, что и при работе с мечом или палкой. Это упражнение, которое позволяет, выметая все закоулки, научиться видеть скрытую сторону вещей.

Томура Нобуеси "Айкидо. Этикет и передача традиции", издательство София, 2002, ISBN: 5-220-00389-5

Печать